Консультации и Помощь в организации ОСМД 
Главная » 2011 » Июль » 31 » ОСМД – за и против
13:37
ОСМД – за и против
Похоже аббревиатура ОСМД (или в украинском варианте – ОСББ) должна стать трендом года. Власти страны, наконец, твердо взялись за последний форпост советской бесхозяйственности и одновременно «черную дыру» бюджетных средств – жилищно-коммунальное хозяйство.

За ОСМД – здравый смысл и ремонты

Но, если реформа, а точнее смена собственников, в водо- и теплоснабжающих предприятиях, пока далековата от потребителей их услуг, то революция управления жильем уже стучится в дверь каждой квартиры.

Правительство ставит задачи: до 2015 года ОСМД – в каждый второй дом! Пока – добровольно, а затем – принудительно. Соответственно по исполнительной вертикали вниз в каждый город идут разнарядки – создать за год столько-то ОСМД. И местная власть, сломя голову, спускает планы на ЖЭКи, которые, понимая, что вместе с объединениями совладельцев к ним пришла смерть, просто эти планы саботируют. Тут же появляется проект дикого, с точки зрения права частной собственности и других конституционных прав, Жилищного кодекса, по которому совладелец многоквартирного дома превращается в бесправную дойную корову для новых жилищных монополистов – управляющих компаний. Одновременно действующие ОСМД и ЖСК продолжают отбиваться от старых монополистов - облэнерго с водоканалами, пытающихся переложить на самоуправляемые дома как можно больше своей ответственности. От всего этого у жителей коммунальных многоэтажек голова идет кругом: «что делать, куда бежать?»

Обычная реакция автохтонного жителя нашей страны в такой ситуации – сказать: «нас дурят», спрятать дулю поглубже в карман, а дальше, как и несколько десятилетий перед этим, ждать, пока в доме случится чудо, о нем вдруг вспомнят и, наконец, сделают долгожданный ремонт.

Однако о доме, кроме самого этого жителя, уже никто не вспомнит, разве, что, если случайно не взорвется газ или не случится другое ЧП (не дай, Боже).

Всем нам, собственникам квартир в многоквартирных домах нужно давно понять, что мы одновременно являемся и сособственниками всего дома в целом – стен, крыш, подвалов, чердаков, лифтов, стояков, лежаков и прочего. Другими словами, приобретя квартиру, мы автоматически приобрели и какую-то часть всего этого имущества. То есть дом – наш!

Поэтому заниматься нашим домом без нашей собственной инициативы ни ЖЭК, ни депутаты, ни правительство не будут, они могут только помагать нам, если мы к ним обратимся. Это во-первых.

Во-вторых, обладая все вместе общей совместной собственностю в виде дома, мы обязаны ее содержать – хотим мы этого или нет. Есть, конечно, вариант избавится от нее, продав квартиру и купив частный дом (кстати, очень правильное решение), но пока большинство из нас к нему еще не готово. Для того же, чтобы управлять своим общим имуществом, причем любым, нужно договориться между собой, как это делать. Если мы говорим о доме, то объединение совладельцев многоквартирного дома как раз и является такой формой договоренности – как принимать решения, кто будет командовать, кто и как проверит «командиров».

От ОСМД в правовом плане действительно жителям многоэтажек никуда не деться – объединения совладельцев будут в каждом доме! Там, где не будет кондоминиумов – как правило, будет один собственник: или частник, или территориальная громада.

В-третьих. Все знают, что без надлежащего текущего обслуживания дом неумолимо разрушается и превращается через 30-40 лет в те «панельки» и «хрущевки», которые мы сейчас имеем. Разрушение происходит в геометрической прогрессии. То есть средства, которые необходимы на восстановление дома сейчас, и средства, которые понадобятся, например, через 2 года, если чесать затылки – «создавать или не создавать ОСМД» и продолжать платить спонсорскую помощь ЖЭКу, могут отличаться в разы!

Иначе говоря, чем быстрее у дома появится хозяин в лице ОСМД, тем меньше любых ресурсов нужно будет, чтобы привести его в порядок.

В-четвертых, часто жильцы в ответ на агитацию властей создавать объединения выдвигают условие: «а вы нам сначало ремонт сделайте, как по закону, а потом мы вам ОСМД создадим». Законодательство, конечно, обязывает бывшего собственника, коим в основном является территориальная громада, принимать участие в первом после приватизации ремонте. Если дом «в возрасте» и не очень кирпичный, то часто такое участие тянет на все 100%. Однако ремонт предполагается после передачи дома на баланс ОСМД. В пользу такой законодательной нормы говорит и логика – только организованные жильцы в состоянии сохранить сделаное в доме. Поэтому деньги из бюджета все больше идут на дома ОСМД, стимулируя их создание, и все меньше – на «бесхозный» коммунальный фонд, где они часто разворовываются.

При этом важно понять, что ни государственный, ни местные бюджеты не в состоянии обеспечить полноценные капитальные ремонты всех многоэтажек страны – на это нужно несколько бюджетов Украины. И, если государство дает сейчас хотя бы что-то (в 2010 году на область – 9 млн. из стабилизационного фонда госбюджета, не считая городских бюджетов) - нужно брать, пока дают. Через несколько лет количество ОСМД в стране будет таким, что получить просто так даже 20 тысяч гривен на дом будет проблематично.

Теперь о недалеком будущем нашего жилфонда. Если сейчас в одной многоэтажке испокон веков живут, как говорится, и блатные, и нищие, то «ОСМДизация», повышение тарифов, пеня приведут к миграциям между домами и выравниванию состава жильцов по имущественно-социальному признаку. В результате произойдет все большая дифференциация домов по условным категориям – успешные (не обязательно новые), средние и «убитые». Основным же критерием качества проживания в доме станет не сколько его техническое состояние, а сколько способность собственников договариваться между собой, чтобы улушить это состояние. Однозначно, что шансы на выживание и развитие будут иметь только те дома, в которых будут созданы объединения совладельцев.

Против ОСМД – страхи и монополисты

Что-что, а бояться наш народ научился хорошо – революции, голодоморы и репрессии даром не прошли. Кроме безработицы и подорожания продуктов сейчас часть наших сограждан стала бояться еще и ОСМД.

Главный страх, связанный с объединением совладельцев – это ответственность за свой, находящийся далеко не в идеальном состоянии, дом. Обслуживаясь «в ЖЭКе», даже в том, который вообще ничего не делает и лишь собирает квартплату, люди видят в нем своеобразный страховой полис: «если с домом что случится, власти нас не бросят, ведь мы у них на балансе». Объединения совладельцев же обрывает эту последнюю советскую пуповину инфантильной надежды на то, что за нас думают и все порешают.

Власть же, наоборот, хочет сейчас снять со своей шеи то, что давно уже ей не принадлежит, потому что угроза технического и инфраструктурного разрушения коммунального, которое уже не коммунальное, жилья явно перевешивает то, на чем держится сегодня отсутствие реформы ЖКХ – заигрывание с электоратом и шкурные интересы жилищно-коммунальных чиновников, обогащающихся на бюджетных дотациях в ремонты этого жилья.

Сейчас Киев, обязывая регионы создавать кондоминиумы, по сути дает сигнал вниз:«перестраивайтесь - хватит воровать на убытках, зарабатывайте на прибыли – организуйте управляющие компании и другой сервис». Как правило, впереди планеты всей малые города, в которых скромные бюджеты заставили меров еще несколько лет назад заняться ОСМД и создать частные ЖЭКи. В восточноукраинских, с огромными бюджетами, мегаполисах, ситуация иная: еще год назад от ОСМД отмахивались, как от назойливых мух, сейчас же выполнять программу партии (известно, какой) и правительства по созданию объединений просто обязаны. Хотя при этом чиновникам все-таки еще выгодней продолжать работать по старинке – с ЖЭКами, убытками, дотациями и откатами.

Еще один страх жителям будущих ОСМД вселяют намеки властей позаимствовать российский опыт управления (см. фильм "ЖКХ-потрошитель. История всероссийского обмана")

Естественно, что вместе с объективной необходимостью реформ у власть держащих есть и своя выгода в многоквартирных домах, которая красной нитью проходит через скандальный проект Жилищного кодекса – заполнить освободившийся от коммунальных ЖЭКов рынок управления жильем. Некоторые псевдореформаторы стремятся заполнить его не путем сотрудничества и конкуренции, а в приказно-принудительном порядке, сверху. Проект кодекса, прошедшего первое чтение, предусматривает фактическое ограничение прав ОСМД по управлению своими домами и, по сути, передает эту функцию монопольным управляющим компаниям. В случае воплощения дома попадают «из огня – да в полымя», только более горячее – если ЖЭК не очень настойчиво требует дань за свое существование, то компания выбъет деньги из жильцов по полной программе, при этом применяя норму нового Налогового кодекса об ответственности членов ОСМД за его обязательства. Слава Богу, что на данный момент этот проект безрадостного будущего наших многоэтажек снят с рассмотрения Верховной Рады, и обывательские страхи по поводу управляющих компаний пока не получили своего подтверждения.

Однако у совладельцев многоквартирных домов есть более осязаемые недруги, чем виртуальные компании. Речь идет о монополистах, предоставляющих коммунальные услуги, в первую очередь, о водоканалах с теплосетями. Последние традиционно стремятся подать свою услуг «до среза здания», заключив договор с ОСМД, как с юридическим лицом и закрыв лицевые счета индивидуальных потребителей. Конечно, монополистам это выгодно, поскольку в результате они собирают деньги не с людей, а с домов, которых в сотни раз меньше. Для домов же общий договор с водоканалом или теплосетью, обычно, подобен смерти – несколько квартир в состоянии создать ощутимую задолженность всему объединению перед поставщиком, в результате у коммунальников появляется формальное право отключить целый дом от водо- или теплоснабжения. В прошлом году «Днепроводоканал» эту теорию превратил в практику, когда отрезал несколько ОСМД и ЖСК от воды и «гуманно» установил водоразборные колонки, став таким образом врагом номер 1 в городе курсу руководства страны и области на создание ОСМД.

За первое место в этой неоднозначной номинации с водоканальцами борются также облэнерго, которые обязывают вновь созданные объединения устанавливать за свой счет общедомовой прибор учета и вести по нему оплату. В результате потерь на внутренних сетях разница между показаниями общего счетчика и суммой показаний квартирных может составлять тысячи гривен в месяц.

Одним словом, чтобы выполнить директивы киевского начальства иметь к 2015 году в стране более 45 тысяч объединений (сейчас создано более 12 тыс.), местным руководителям есть над чем работать:

- создавать рабочие группы по развитию ОСМД, включив в них профильные общественные организации, поскольку силами одних лишь подчиненных сотрудников реформа не сдвинется с места;

- разрабатывать городские программы содействия созданию ОСМД, создающие благоприятные условия для деятельности объединений и организующие плановую работу;

- разобраться, наконец, с монополистами, понимая, что или коммунальники умерят свои аппетиты, или не будет никаких ОСМД.

Подводя итоги, нужно сказать, что в целом в этом направлении власть делает все правильно – она воспитывает, как умеет, из нас с вами совладельцев, хозяев своих домов. А, если брать шире, вспоминая здесь и принятый Налоговый кодекс, и непринятые Жилищный с Трудовым, то из нас взращивают еще и граждан своей страны, заставляя вспоминать, изучать и отстаивать свои права. Делать это успешно можно только вместе, объединившись, и, первую очередь, по месту своего жительсва, то есть в ОСМД. Поэтому суть объединения совладельцев - не просто содержать общий дом, а, главное, научиться по-соседски общаться между собой, находить общие решения внутри и вместе отстаивать их вовне. Только в таком случае нам не будут страшны ни ОСМД, ни управляющие компании, ни монополисты, а все мы будем жить в уютных отремонтированных домах – многоквартирных или частных.
Просмотров: 2167 | Добавил: Васильевич | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]